Знак жизни и пляшущие человечки
Что сохранилось от древних художников и где еще можно взглянуть на их панно
В конце 1970 годов выпускница исторического факультета Уральского госуниверситета Татьяна Нохрина, заведующая сейчас архивом Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН (ИАЭТ СО РАН) в Новосибирске, наткнулась в районе палкинских Каменных палаток на необычный рисунок в виде красного ромба с опущенным на верхний угол отрезком. Геометрическая фигура была нанесена в восточной части скального останца, рядом с небольшой нишей, на высоте около двух метров от земли. В высоту рисунок около 13 сантиметров, толщина линий его контура — один сантиметр. Сейчас его относят к эпохе энеолита (меднокаменного века) — началу бронзового века и датируют III тыс. до нашей эры. Он один из примерно восьми писаниц, древних наскальных панно, которые известны археологам в верховьях реки Исеть. Именно из-за редкости этого типа памятников каждое такое панно считается уникальным и найти новое — большая удача. Еще интереснее, что ромб с панно на палкинских Каменных палатках имеет неподалеку своего близнеца.
Рисунки на мысу Еловом
Аналогичный рисунок по другую сторону Исети, на мысу Еловом у озера Мелкого, обнаружила в 1979 году поисковая группа сотрудника кабинета археологии УрГУ Валерия Петрина, позднее доктора исторических наук и главный научный сотрудник ИАЭТ СО РАН. Эта писаница находится на каменном останце в крайней восточной части мыса, примерно в метре от подножия скалы. Сохранность изображений не очень хорошая, цвет краски бледно-красный. Четко можно различить четыре фигуры, расположенные двумя ярусами. В верхнем ярусе четко считывается фигура птицы, выполненная схематично: туловище четырьмя параллельными линиями, голова — Г-образной линией. Рядом все тот же ромбовидный знак с черточкой сверху. Нижний ярус панно это изображения еще двух птиц (уток?), каждая высотой около 30 сантиметров. Их изобразительная манера точно соответствует верхней птице.
Изображение птицы – уточки или гарары. Писаница на мысу Еловом / МИЕ

Парное изображение птицы – уточек или гагар. Писаница на мысу Еловом /МИЕ

Вид на скалу с писаницей на мысу Еловом / МИЕ

Вид сверху на стену с рисунками на мысу Еловом / МИЕ

Судя по одинаковой степени сохранности рисунков, нанесены они были примерно в одно время. С учетом того, что изображения птиц имеют много общего с схематичными рисунками известными по керамическим сосудам эпохи энеолита — раннего этапа бронзового века на этой территории, они датированы концом III тыс. до нашей эры. По одной из версий, композиции могли иметь охотничье-магическое значение. Тот же ромб трактуется рядом исследователей как ловчее приспособление для охоты на водоплавающую птицу. Однако, у ивдельских манси домашние божки, украшенные по тулову аналогичными ромбовидными узорами, встречались вплоть до 1960 годов. Геометрический узор считался знаком жизни. Не исключено что и на исетских писаницах он мог иметь отнюдь не утилитарное промысловое значение. Тем более, что и мыс Еловый в древности играл роль святилища, впрочем, как и в определенные моменты своей истории Каменные палатки на другой стороне Исети.
Скала пляшущих человечков
Еще одна писаница, третья по счету в этом районе верховьев Исети, была найдена в 1985 году группой школьников, отправившихся в поход со своим учителем В.Н. Прониным. Это так называемая скала пляшущих человечков или Северская писаница, расположенная в лесной зоне на правобережье реки Исеть примерно в 6 километрах к юго-западу от мыса Елового по направлению к поселку Северка. В XVIII–XIX веках здесь добывали гранит для разраставшегося Екатеринбурга. Только чудом фрагмент западной стенки гранитного останца, на которой и нарисованы те самые «пляшущие человечки», уцелел. Другую половина природного объекта разобрали на гранитные блоки. Их волоком тащили до Исети и, затем, сплавляли на плотах вниз по течению к городским стройплощадкам. Были ли на тех плитах другие древние изображения никто не знает.
Вид на стену с рисунками Северской писаницы / МИЕ

Изображение рогатого животного, вписанного в решетку / МИЕ

Общий вид на Северскую писаницу с юга / МИЕ

Группа рисунков с антропоморфом и птицами / МИЕ

Изучался этот объект в 1985–1987 годах также группой Валерия Петрина. В ее состав входили Владимир Широков и Сергей Чаиркин — теперь известные археологи, сотрудники Института истории и археологии УрО РАН. Широков сейчас — главный специалист в Екатеринбурге по наскальной и пещерной живописи древних людей. Чаиркин специализируется он на средневековых финно-угорских святилищах.

«Скала пляшущих человечков» создавалась много позднее — в конце нового каменного века (неолита) — в начале бронзового века, или 4–5 тыс. лет тому назад.

Собственно, «Скалой пляшущих человечков» Северскую писаницу прозвали из-за семи антропоморфных (человекообразных) фигур, которые здесь зафиксированы учеными. Они, как и все остальное панно, отрисованы красной краской, в которую, вероятно, добавляли охру (окись железа). Этот краситель до сих пор добавляется при изготовлении отличающихся стойкостью финских красок.
Прорисовка рисунков Северской писаницы / Снимок из книги В.Н. Широкова и С.Е. Чаиркина «Шайтанская и Северская писаницы на Среднем Урале», 1990 г.
Стиль всех рисунков схематичный. Неофициальное название памятника отсылает нас, конечно же, к одному из рассказов Артура Конан Дойла о частном сыщике Шерлоке Холмсе. Смысл один и тот же. Изображения «кривляющихся» фигурок — это шифр. Распутав его, можно понять, что хотел сказать тот, кто его оставил.

На сегодняшний день сохранилось пять групп изображений. Каждая находится на отдельном гранитном блоке. Первая группа представляет собой пятна краски, расположенные на высоте 4,7 метра от земли, на своде каменного козырька. Он здесь нависает над панно. По мнению, исследователей это остатки двух фигур, одна из которых, не исключено, человекоподобная. Вторая группа, тоже пятна бледно-красного цвета, расположена на высоте около трех метров на горизонтальном блоке.

Последние три группы наиболее яркие и хорошо различимые. Они находятся на высоте 1,2-2 метра от подножия каменного останца. Рисунки нанесены красными линиями толщиной не более 1,5 сантиметров. На каменной плоскости сохранились изображения копытного животного, заключенного в ромбическую сетку; 10 изображений птиц, пять антропоморфов, V-образный знак и еще ряд геометрических узоров.

Вид на стену с рисунками Северской писаницы, крупный план / МИЕ

Группа рисунков с антропоморфом и птицами, крупный план / МИЕ

Изображение рогатого животного, крупный план / МИЕ

О чем именно рассказывает «Скала пляшущих человечков» сейчас можно только догадываться. Одна из антропоморфных фигур, расположенная слева, трактуется как изображение шамана в рогатой шапке и посохом в руке. Некоторые из человечков изображены с раздвинутыми, словно в шпагате, ножками. Другие — с подогнутыми ручками и ногами, как будто они танцуют. Как минимум две уточки перечеркнуты линиями, словно их проткнули посохом или копьем. Под этой композиций можно отчетливо разглядеть изображение человека, левое плечо которого пробито стрелой. Очевидно, что здесь речь идет о некоем конфликте. Возможно, так изобразили сказания о борьбе богов верхнего и нижнего миров — известному сюжету финно-угорских сказаний.
Последние открытия
Первые упоминания о рисунках на камнях на Урале относятся к XVII веку. В 1699 году подъячий Верхотурского приказа Яков Лосев скопировал изображения с Писанного камня на реке Ирбит. Потом их же зарисовал Семен Ремезов — составитель «Чертежной книги Сибири». Писаницы в верховьях Исети, на озере Исетское, в 1870 году обнаружил Михаил Малахов, член Уральского общества любителей естествознания. В научной литературе памятник известен как Каменноостровская писаница, она располагалась на острове Каменном в северо-восточной части акватории озера. В 1934 году, при строительстве Среднеуральской ГРЭС, остров был взорван и писаница канула в небытие.

Утерянными (исчезнувшими) считаются еще несколько писаниц. В том числе, Камень Писаниц на восточном берегу Исетского озера. В 1940 году остатки рисунков здесь еще фиксировали сотрудник Государственного исторического музея Павел Дмитриев и на тот момент его помощница Елизавета Берс. Исчезла Гамаюнская писаница, открытая основателем УОЛЕ Онисимом Клеров в 1871 году на мысе Гамаюн при впадении реки Исеть в Верх-Исетский пруд. И ряд других аналогичных объектов.
Сосуд с изображением водоплавающих птиц эпохи бронзы. Полуостров Макуша.

Отрисовка

Впрочем, это еще не означает того, что уже открыты и изучены все наскальные панно. Одна из последних находок была сделана в 1990 году на полуострове Макуша, расположенном на правом берегу Исети, точно напротив Каменных палаток. Фрагменты рисунков были зафиксированы здесь на южной стороне гранитных останцов. Правда, из-за плохой сохранности различить какие фигуры здесь были изображены сейчас уже не представляется возможным.
Made on
Tilda