О чем свидетельствует необычная находка с горы Маленькой на берегу реки Исеть
В экспозиции Свердловского областного краеведческого музея, посвященной древней истории народов Урала, хранится маленькая, размером с двухрублевую монету, но очень любопытная вещица. Это косметический флакончик для хранения сурьмы. Нашли его во время раскопок, которые в 1949 году в районе горы Маленькой на территории поселка Палкино проводила археолог Елизавета Берс. Здесь она исследовала остатки жилища раннего железного века, построенного носителями так называемой гамаюнской культуры. Настоящее назначение флакончика открылось много позже, когда он попал в руки реставраторов музея — выяснилось, что он относится, как бы мы выразились сейчас, к индустрии красоты.
Сурьмьяница из раскопок на горе Малой, хранящаяся в фондах СОКМ / МИЕ
По словам сотрудника СОКМ Светланы Паниной, флакончик сделан из металлического сплава на основе меди. Внешне это малюсенькая круглая фляжка, украшенная растительным орнаментом, отдаленно напоминающим цветок василька. Остатки сурьмы, которую женщины до сих пор используют для подводки глаз, реставраторы нашли внутри флакончика. Использовали ли это косметическое средство древние уральцы, пока не ясно. Очевидно лишь одно: после того как сурьма закончилась, носители гамаюнской культуры сделали из сосуда украшение. С краю они пробили насквозь маленькую дырочку, флакончик превратился в подвеску либо кулон.
Историки не исключают, что древний сосуд мог быть родом из Азии. Например, с территории Древнего Ирана. В пользу этого говорят внешний вид флакона и его содержимое. Для Среднего Урала конца II — первой половины I тысячелетия до нашей эры, а именно этим временем датируются поселения гамаюнской культуры раннего железного века, вещь, надо признаться, уникальная. Никаких ее аналогов на этой территории до сих пор не найдено. Помимо флакончика для хранения сурьмы, в жилище на горе Маленькой при раскопках 1949 года нашли также фрагмент серебряного диска с древнеиранскими надписями. Это еще один довод в пользу того, что контакты между отдаленными, казалось бы, территориями существовали уже в то время.
Бляха медная или зеркало (?) с памятника Копятки VI на оз. Исетское, хранящаяся в фондах СОКМ. VII-III вв до н.э./ МИЕ
Само место, при исследовании которого археологи нашли эти вещицы, также весьма примечательно. Из описания Берс, которое она привела в своей книге 1963 года «Археологические памятники Свердловска и его окрестностей», известно, что ею в 1949 году были исследованы два наземных жилища с амбарчиками, которые стояли «в конце первой половины I тысячелетия до нашей эры»:
“
Следы жилищ сохранились потому, что полы их были промазаны глиной. Под очагом и толстым слоем глины лежало два наката бревен.
Собственно, при помощи этих бревен древние уральцы исправили естественный уклон горы, сделав пол своих жилищ горизонтальным. Площадь жилищ составляла примерно 58 квадратных метров, и были они шестиугольными. К входу был пристроен тамбур, который не позволял при открывании двери холодному воздуху моментально продувать внутренний объем помещения.
Жилище гамаюнской культуры по материалам раскопок Е.М. Берс в Палкино, эскиз / Снимок из книги Е.М. Берс «Археологические памятники Свердловска и его окрестностей»
По мнению Паниной, благодаря такой конструкции жилища воздух закручивался внутри него по спирали как улитка, лучше прогревая все углы и выталкивая дым из очага вверх. В центре жилища в глиняный пол была вмазана заранее изготовленная, обожженная очажная чаша диаметром около 65 сантиметров. Все было устроено так, что тепло от нее распространялось по полу. Судя по всему, это древний предшественник нынешних систем теплых полов. А сам дом — пример энергоэффективных технологий I тысячелетия до нашей эры.
Гамаюнцами этих людей назвали по мысу в районе впадения реки Исеть в Верх-Исетский пруд, где были найдены первые объекты этой культуры. Впервые эту археологическую культуру выделила и описала именно Берс. На данный момент удалось изучить 195 поселений носителей, в том числе 23 городища, раскиданных от Приобья, а также бассейнов рек Тавды и Лозьвы на стыке Ханты-Мансийского автономного округа, Тюменской и Свердловской областей до юга Среднего Урала - границы все той же Свердловской, а кроме того Курганской и Челябинской областей.
Е.М. Берс за обработкой археологических коллекций / Фото предоставлено из семейного архива
Еще в начале 1990-х годов ученые сумели доказать, что где-то в конце II тысячелетия до нашей эры, по всей видимости, из-за ухудшения природно-климатических условий носители гамаюнской культуры по большей части вынуждены были оставить свои прежние северные территории и перебраться на юг. Впрочем, часть их отправилась дальше на север, достигнув ямальской тундры.
В районе нынешнего Екатеринбурга гамаюнцы вынуждены были селиться на чуждых, уже освоенных до них территориях. Поэтому массово строили укрепленные городища и даже дома свои защищали частоколом. Жилища на горе Маленькой в Палкино были укреплены.
Проект реализован в рамках государственной поддержки Министерства культуры Свердловской области на реализацию виртуального проекта, выделенной муниципальным музеям в рамках конкурсного отбора на 2024 год